Что такое обязательная маркировка товаров: ее принципы и смысл

Идея нанесения на упаковки специального кода, т.е. маркировки товаров, не нова. Коды на шубах, бутылках с алкоголем, дорогих лекарствах уже помогают отследить путь продукции от производителя до прилавка.

Однако с 2019 года в России началась новая эра маркировки.

Во-первых, список обязательной для этого продукции расширен. Так, в 2018 году был сформирован новый перечень товаров, маркировка которых обязательна. В него вошли (см. таблицу справа)

Во-вторых, вводится новый тип кода – DataMatrix. Его сложнее подделать, чем обычный штрихкод, а в изготовлении он достаточно простой. Кроме того, код считывается обычным 2D-сканером, имеет признаки идентификации и проверки.

Работать с подобными кодами просто, если действовать по инструкции и иметь подходящую кассовую и товароучетную программу, которая поддерживает маркировку.

Название продукции
Срок введения маркировки
Табачная продукция
1 марта 2019
Обувные товары
1 июля 2019
Духи и туалетная вода
1 декабря 2019
Шины и покрышки, пневматические, резиновые, новые
1 декабря 2019
Предметы одежды (в том числе рабочей) из натуральной или композиционной кожи
1 декабря 2019
Блузки, блузы и блузоны трикотажные, женские и для девочек
1 декабря 2019
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки и другая аналогичная верхняя одежда (женская, мужская, для мальчиков и для девочек)
1 декабря 2019
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное
1 декабря 2019
Фотокамеры и фотовспышки (кроме кинокамер)
1 декабря 2019

Зачем нужна маркировка

Как и в случае с шубами маркировка перечисленных выше товаров вводится для снижения количества фальсифицированной продукции в магазинах. По мнению российских властей, это приведет:

  • к увеличению налоговых поступлений;
  • к потреблению более качественной продукции, изготовленной на заводе, а не кустарным способом.

Предполагается, что маркировка товаров будет полезна для производителей и ритейлеров. Компании смогут проанализировать путь продукта до прилавка и спрос в конкретном регионе. Также с помощью специального сервиса можно будет проверять контрагентов на участие в системе маркировки товаров, а следовательно – на добросовестность.

Программа для автоматизации МАГАЗИНА
Касса, Склад, CRM, МАРКИРОВКА в 1-й программе!

Закон об обязательной маркировке товаров

487-ФЗ – основной закон, регулирующий маркировку товаров средствами идентификации. Он был подписан 31 декабря 2017 года и вступил в силу 1 января 2019 года.

Закон вводит основные положения процесса маркирования, вносит запреты на оборот немаркированной продукции. В нем указано, что оператора маркировки товаров выбирает Правительство РФ.  Однако списка маркированных товаров в нем нет.

Скачать полный текст 487-ФЗ >>

Перечень есть в правительственном распоряжении №792-р от 28 апреля 2018 года. В другом распоряжении, выпущенном в этот же день, указан оператор системы – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Что такое «Честный знак» и ЦРПТ

ЦРПТ – это совместный проект USM Holdings, «Ростеха» и «Элвис-Плюс групп» А. Галицкого. Проект функционирует по правилам государственно-частного партнерства.

ЦРПТ разработал систему маркировки товаров, которую назвал «Честный знак». Именно в этой системе фиксируется оборот продукции с кодами.

Какие товары маркируют в 2019 году

Согласно распоряжению №792-р, в России маркировка товаров будет обязательна для следующих групп:

  • табачная продукция (прежде всего – сигареты), март 2019;
  • обувь, июль 2019;
  • лекарства из перечня высокозатратных нозологий, октябрь 2019;
  • духи, фотоаппараты и вспышки, шины, одежда и постельное белье, декабрь 2019.

Скачать распоряжение №792-р >>

Каждый вид товара имеет свои особенности маркировки. Например, сигареты могут продаваться в блоках или по отдельным пачкам. На каждую из возможных упаковок нанесен свой код. Подробнее о маркировке сигарет можно прочитать в этой статье>>>

Особенность продажи обуви – возможность хранения на складе товара прошлых лет, ведь обувь не имеет срока годности. Поэтому при маркировке остатков обуви предусмотрена возможность печати кода прямо на складе магазина. Об этом и других нюансах написано в этой статье>>>

Новация коснется практически всей популярной продукции. Причем последние новости маркировки товаров показывают, что государство не собирается останавливаться на этом списке. Так, планируется ввести маркировку велосипедов и рам с 1 июля по 31 октября 2019 год.

Готовые решения по автоматизации маркируемых товаров

Магазин косметики
Магазин табачной продукции
Магазин трикотажа
Магазин электроники, бытовой техники
Магазин шин и дисков
Магазин одежды
Магазин обуви
Магазин косметики
Магазин табачной продукции
Магазин трикотажа
Магазин электроники, бытовой техники
Магазин шин и дисков
Магазин одежды
Магазин обуви

Как работает система и коды маркировки

На товар из перечня наносится код DataMatrix. Его получает производитель или импортер, он же печатает этикетку и наклеивает на продукцию.

Далее все передвижения товара от производителя оптовику, от дилера в магазин фиксируются в системе «Честный знак». После продажи отмечается выбытие из оборота.

Система маркировки для розничного магазина

В принципе, для крупных магазинов и компаний система маркировки не принесет ничего нового. А вот ИП будет сложно перестроиться на первом этапе.

Проблема в том, что надо будет пользоваться:

  • системой электронного документоборота и перестраивать бизнес-процессы под это;
  • сканером штриховых кодов при приеме каждой из партий, сверяя сведения с тем, что указано в документе.

Формировать чеки с обязательными и дополнительными реквизитами можно с помощью кассовой программы Бизнес.Ру. Она поддерживает кассовые чеки с Тегом 1162, который обозначает новый реквизит «Код товара» для маркированных товаров.

Важная новость для участников оборота обувных товаров
Всем участникам оборота обувных товаров необходимо зарегистрироваться в личном кабинете государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров (ГИС МТ). Для регистрации необходимо наличие усиленной квалифицированной электронной подписи на руководителя организации или ИП и программное обеспечение для работы с ней. Подробную инструкцию со всей необходимой информацией можно скачать по ссылке. Всем зарегистрировавшимся необходимо передать сведения о товарах, подлежащих...
Обновление Бизнес.Ру от 06.2019. Маркировка. Маркетплейс.
Внимание! Полное обновление всех аккаунтов завершится 28.06.2019. Новые возможности сервиса Бизнес.Ру Маркировка табачных изделий. Табачные изделия оказались на передовой внедрения системы маркировки и прослеживаемости. Уже с 1 июля 2019 года при продаже сигарет на кассе нужно сканировать DataMatrix код (код маркировки) с каждой пачки. При продаже товара касса должна передать в ОФД информацию о том,...

Расшифровка маркировки товаров

Код DataMatrix, нанесенный на упаковку товара, представляет собой тип QR-кода со сведениями о продукции. Например, в нем может быть зашифрована страна изготовления, производитель, срок годности и дата изготовления и т.д. Для каждого вида в коде могут быть зашиты свои, специфические, характеристики.

Качество маркировки товаров, как указывается на сайте оператора, обычно высокое. Например, возможно прочитать код DataMatrix, который был нанесен на товар пару лет назад.

Однако если код был утрачен вследствие повреждения упаковки, можно заказать у оператора новый, предоставив сведения о производителе и дав характеристику продукции. Для распечатки кода необходим принтер этикеток.

Подключение к маркировке для магазинов: инструкция

Чтобы подключить магазин к системе маркировки товаров необходимо выполнить шесть пунктов действий.

  1.  На сайте «Честный знак.РФ» войти в систему;
  2.  Заполнить личный кабинет информацией о компании, подписать данные ЭЦП;
  3.  Обновить кассу, если это не было сделано;
  4.  Уточнить, позволяет ли товароучетная программа работать с маркированными товарами (отправляет ли код товара и выделяет ли отдельно такие маркированные товары из списка);
  5.  Если нет двумерного сканера, надо его приобрести;
  6.  Подключиться к обмену электронными документами между компаниями.

Регистрация в системе маркировки

Существует два сайта, на которых можно зарегистрироваться в системе маркировки. Это честныйзнак.рф и ismotp.crptech.ru. Однако перед этим необходимо создать ЭЦП, если ее нет, так как регистрацию нужно подтвердить цифровой подписью.

Оформление регистрации предусматривает введение данных о компании:

  • название ООО или ИП;
  • номер телефона и адрес;
  • информация об онлайн-кассе (или нескольких моделях, для каждого магазина);
  • есть ли склад, расположенный отдельный от магазина;
  • с каким оператором фискализации был заключен договор.

Минимальная стоимость подключения к системе маркировки

Если магазин уже соблюдает 54-ФЗ и выдает чеки через онлайн-кассу, то, вероятно, у вас есть уже усиленная квалифицированная электронная подпись. Если ее нет, то придется сделать, а для этого заплатить 2,5 тысячи рублей аккредитованному центру.

Вторая покупка – двухмерный сканер штрихкода. Средняя его цена – 5 тысяч рублей. Однако можно найти недорогие экземпляры от 3,5 тысяч.

Также необходимо использовать специальную кассовую программу, которая будет поддерживать чеки с тегом 1162. Например, программу от Бизнес.Ру, которая стоит от 500 рублей в месяц. Это одна из минимальных цен на рынке.

Оборудование для магазина продающего маркируемые товары

test
2344 332 323

Штрафы за продажу товаров без регистрации в системе маркировки

Налоговики утверждают, что первое время тех, кто не подключился к системе, штрафовать не будут. Будут приходить с проверкой и ограничиваться предупреждением – проводить ликбез, беседы, информировать. Штраф выпишут только во второй раз.

Ответственность за реализацию товаров без маркировки прописана во второй части 15.12 КоАП. Например, ИП грозит наказание в размере 10 000 рублей. Фирмам предусмотрен штраф в 300 000 рублей.

Если немаркированный товар хранить или перевозить, вас оштрафуют на эту же сумму. Предусмотрена конфискация продукции.

Кассовая программа для системы обязательной маркировки

Для работы с маркированными товарами желательно использовать кассовую и товароучетную программу. Она упростит приемку товаров с кодами DataMatrix и учет такой продукции. Также кассовое ПО отправляет чеки с реквизитом «код товара» оператору фискальных данных. Таким образом, магазин соблюдает 54-ФЗ в рамках работы в системе маркировки.

Товароучетный сервис и кассовая программа Бизнес.Ру полностью поддерживают учет маркированной продукции. Кроме того, они позволяют автоматизировать анализ продаж и контролировать открытия и закрытия смен в магазине.

Все инструкции по работе с маркируемыми товарами в системе Бизнес.Ру

Заказать внедрение
под ключ

наши опытные специалисты настроят

для Вас, с учетом всех пожеланий

и требований!

Закрыть меню
×

Корзина

Заказать внедрение под ключ!